— Всё. Кина не будет… Электричество кончилось.
Идея фильма принадлежит известному сценаристу Валентину Ежову. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов. Первоначально сценарий назывался «Рецидивист», а преступников должны были сыграть Юрий Никулин (альфонс и многоженец), Андрей Миронов (жулик по кличке Пижон), Ролан Быков (фальшивомонетчик) и Савелий Крамаров (карманник). Но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилась. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом – рецидивист по кличке Доцент.
— Всю жизнь работать на лекарства будешь! Сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор! Петух гамбургский!
Итоговый состав актеров также отличался от первоначального. Главная роль сразу была отдана Евгению Леонову. А Миронов, Быков и Никулин сниматься отказались – у кого-то не было возможности из-за театральных работ, кто-то был уже занят в других кинопроектах. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Крамаров все-таки стал Косым.
«К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах. Мне поверили. Правда, когда актер эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актер Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили все как было». Георгий Данелия
Но самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Его должен был сыграть Фрунзик Мкртчян, но того не отпустили на съемки из-за 50-летия образования Армянской ССР. Так Муратов, которому предлагали лишь роль начальника тюрьмы, попал в компанию к Вицину, Леонову и Крамарову.
— Ты сюда не ходи, ты туда ходи. А то снег башка упадет — савсем мертвый будишь!
Многие и по сей день считают, что режиссером картины является Георгий Данелия. На самом же деле «Джентльменов» снимал Александр Серый. А Данелия вместе с Викторией Токаревой были авторами сценария. Александр Серый, будущий режиссер гениального фильма, со студенческой скамьи загремел за решетку – приревновал невесту и отдубасил соперника (кстати, возлюбленная дождалась своего голубоглазого Отелло – они поженились, у них родилась дочь).
«Из-за своего ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, – вспоминал Данелия, – Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились еще на Высших режиссерских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».
Кстати, вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому – пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу – с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд – дорога к дому», а также воровской жаргон – это все оттуда, из-за «колючки».
«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали, – любит повторять Виктория Токарева. – Серый виртуозно владел тюремным сленгом, фразочками, которые чудесно ложились в текст. Но Данелия и сам не рос домашним мальчиком. Он тоже прекрасно знал уличный жаргон, так что его лепта в словарном запасе персонажей тоже есть».
Снимали «Джентльменов удачи» всего три месяца, с февраля по апрель 1971 года. Тюрьму и побег – в Самарканде, дачу профессора археологии – в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съемочной группы), а детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, – в Москве. Кстати, дом действительно предназначался под снос, поэтому сначала туда с радостью пустили киношников, а потом дали возможность его спалить.
«Наступил день, когда нас стали туда опускать, – рассказывал Раднэр Муратов. – Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав сделан из 23 лекарственных трав и на 15 лет продлевает молодость».
«Это байки, – опровергает эту версию главный оператор картины Георгий Куприянов. – Вицин не задерживался в машине с бражкой, а вот Савелий Крамаров категорически отказался залезать в цистерну. У него была клаустрофобия. Кадр, в котором в цементе плавают все актеры, снят в павильоне».
А в машине Крамарова не было. Если внимательно посмотреть фильм, можно это увидеть, из цистерны вылезают Леонов, за ним Вицин. А когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд. И уже потом спрыгивает с машины Крамаров. Признаюсь, перебивка верблюдом не самая удачная, но по-другому скрыть отсутствие актера в цистерне было невозможно.
— Ты — вор! Джентльмен удачи… Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!
Безусловно бесподобно сыграл уголовника Косого Савелий Крамаров. Слушать его реплики «А Гаврила Петрович по фене ругается», «А он еще губной помадой на зеркале голую женщину нарисовал», «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и – в Ялту» – съемочная группа не могла, приходилось делать кучу дублей, поскольку люди не выдерживали и открыто начинали трястись в конвульсиях прямо в кадре.
«Работа в фильме «Джентльмены удачи» была мучительно тяжелой для меня, – вспоминал Олег Видов. – Когда я играл таксиста, Савелий Крамаров сидел справа от меня и произносил свой текст. А я не мог сдержать смеха. Режиссер командовал: «Повернись и говори с человеком!» А я не мог! У меня слезы текли от смеха, и все смеялись».